Адрес: Кремль, строение 14 к. 1

История

Каменная церковь Сергия Радонежского на Владычном дворе в новгородском кремле по летописным сведениям построена весной 1459 г. Ктитором строительства храма выступил архиепископ Иона, вернувшийся с поставления в Москве. Во время этой поездки он посетил Троице-Сергиев монастырь, где, видимо, и возникла идея освящения храма на архиепископском дворе в детинце в честь Сергия Радонежского. Посвящение храма высоко чтимому московскому святому преследовало цель сдерживания антимосковских настроений в Новгороде. Необычное посвящение храма могло быть связано и с личным отношением архиепископа Ионы к московскому преподобному. Одновременно на княжеском дворе в Москве был освящен придел в честь новгородского святого Варлаама Хутынского.

Церковь Сергия Радонежского — первая из сохранившихся на Руси надвратных церквей, соединяющая в себе элементы культового и оборонного зодчества, была построена как домовая для владыки и явилась первым храмом на Руси, возведенным во имя этого святого. Точные данные о дате росписи храма отсутствуют, но вероятнее всего он был расписан сразу по окончании строительства.

По Семисоборной росписи церковь Сергия Радонежского входила в число владычных сенных храмов.

Церковь Сергия Радонежского сохранилась до нашего времени с некоторыми утратами. Проведенные в 1970-е годы архитектором  Г. М. Штендером натурные исследования показали, что первоначально храм был ниже, имел редкое для каменной архитектуры Новгорода XV в. восьмискатное покрытие. Щипцы были выложены чередующимися рядами бегунца, высокого поребрика и зубчиков. Южный фасад прорезали три или четыре узких окна. Церковь имела два входа — северный и западный, через которые в нее попадали с боевой площадки стены.

В конце XVII в. храм подвергался перестройке: была переделана верхняя часть здания, существовавшая система перекрещивающихся подпружных арок, поддерживавших световую главу, была заменена на коробовое перекрытие, два первоначальных окна на южной стене были заложены и вместо них устроено одно, более широкое прямоугольной формы.

Часозвоня (см. Часозвоня) была построена в 1673 году при митрополите Иоакиме, на месте рухнувшего Евфимиевского столпа. По мнению В. А. Ядрышникова, новое сооружение, в прямом смысле, было тесно связано с церковью Сергия Радонежского, т.к. ее второй ярус служил притвором храма. Алтарная часть была встроена в примыкавшее с востока старое строение (вероятно, времен архиепископа Василия), которое, очевидно, соединялось с Владычной палатой, в западной части которой находилось большое крыльцо, через которое попадали в церковь Сергия Радонежского.

В середине XVIII века памятник пережил еще одну значительную перестройку, в результате которой появилось барочное купольное покрытие с завершением в виде маленькой деревянной главки.

В 1880-х гг. при разборке прилегавшего к храму с востока корпуса (см. Корпус викариев) была переделана алтарная апсида храма, а также надстроены стены и прорублены окна. Вновь сооруженная алтарная часть представляла одно полукружие с сомкнутым сводом и окном. В древнем объеме храма были заложены окна XVII века и западный вход из Часозвони, а с северной стороны устроен вход из коридора вновь построенного здания.

Вплоть до революции 1917 г. церковь была действующей, а затем в ней находились хранилища музея.

Фотография церкви в конце 1940-х годов

После Второй мировой войны церковь не требовала крупных восстановительных работ и была приспособлена под жилье.

В августе-сентябре 1971 г. в храме проводились ремонтные работы с целью приспособления помещения под музыкальную школу.

В 1974-1975 гг. на памятнике были проведены реставрационные работы.

Первоначальная темперная стенопись в церкви Сергия Радонежского сохранилась частично. В конце XVII века в храме проходили ремонтные работы, по-видимому, тогда же или в  начале XVIII в. была выполнена новая роспись. Во время ремонтных работ в 1888 г. шестнадцать миниатюрных композиций иллюстрировавших житие преподобного Сергия были сняты со стен, укреплены на одиннадцати специальных щитах и хранились до войны в Новгородском музее древностей. Большая часть фресковых композиций пропала во время оккупации Новгорода.

В 1970-х гг. натурные исследования и архитектурная реставрация проводилась по проекту архитектора Г. М. Штендера. Эти исследования позволили провести фрагментарную реставрацию южного фасада: полностью раскрыты одно окно, восстановлен трехуступчатый наличник с килевидным завершением над окном XVII в, над арочным проемом (в уровне междуэтажного перекрытия) — отлив,  в центре которого прямоугольный киот (первоначально здесь находилась живопись). Оформлены зондажи со следами первоначального завершения фасадов (щипца) и третьего окна. Завершение храма — барабан с главкой XVIII в. —  не восстанавливались.

Архитектура

Церковь является одним из наиболее ранних сохранившихся на Руси образцов надвратных храмов (расположена над Сергиевскими воротами). Представляет собой небольшую, некогда одноглавую, почти квадратную в плане, бесстолпную постройку с покрытием в виде невысокого, близкого по форме к кубоватому, купола. Все фасады здания сохранили подлинную кирпичную кладку стен от фундамента до верха карниза. Карниз профилированный с небольшим выносом. С северной стороны сохранилась пристройка XIX в. с двумя ярусами окон (два окна в западной половине с полуциркульным завершением, остальные прямоугольные) и входом в западной части; в восточной части арка с полуциркульным завершением XV в. На южном фасаде два окна расположены в один ряд: древнее окно XV в. (устроено в южной стене алтаря) — узкое, располагается в нише с полуциркульной перемычкой (внутри — с лучковой); слева от него  большое окно XVII в., обрамлено четвертью и завершено поребриком с трехуступчатым килевидным наличником, с дыньками в основании и с завершением в виде крестика. Между окнами оставлен неоштукатуренный участок кладки со следами двух заложенных окон XV в.

Над арочным проемом в уровне междуэтажного перекрытия располагается отлив, образующий дополнительное горизонтальное членение южного фасада. В центре отлива расположена небольшая ниша–киот, в котором прежде находилась живопись. С уровня отлива углы здания выделены лопатками. Практически на всю ширину южного и западного фасадов проходит декоративный фриз из чередующихся рядов бегунца и поребрика. К западному фасаду примыкает пристройка XIX в.

Церковь оштукатурена и побелена. Покрытие — оцинкованным железом.

В интерьере церкви

Интерьер храма почти квадратной формы, носит зальный характер и состоит из двух частей: основного объема и вытянутой пятиугольной алтарной части (сохранившиеся в северной и южной части алтаря фрагменты полукруглой древней апсиды законсервированы), разделенные полуциркульной триумфальной аркой. Отсутствие солеи восполняет наклонный известковый пол, постепенно поднимающийся к алтарю. Храм бесстолпный, перекрыт коробовым сводом. На южной стене по сторонам широкого окна XVII в. открыты фрагменты двух древних окон. Портальные ниши имеют треугольную форму завершения («домиком»), а дверной проем полуциркульное.

Под поздним деревянным полом лежит плитяной пол, а ниже известковый.

Стилистические и технические особенности росписи роднят ее с новгородской иконописной школой середины XV в. Живопись ц. Сергия Радонежского необычна для новгородского монументального искусства. Некоторые специалисты писали о полнейшей утрате монументального стиля стенописью XV века и о тяготении ее к миниатюрному письму. Начало этого процесса уже заметно в живописи Сергиевской церкви.   

Информация

Разина Н. А. Исторический паспорт (сентябрь, 2015).